3.8. Проверка тормозной системы и сцепления
|
Пыль, образующаяся в результате износа накладок и скапливающаяся на компонентах тормозного механизма, может содержать опасный для здоровья асбест. Не выдувайте эту пыль с помощью сжатого воздуха и не вдыхайте ее! Не используйте для удаления пыли растворители на основе бензина.
|
|
Кроме проверок через установленные интервалы времени состояние тормозных механизмов следует проводить каждый раз при снятии колес или при появлении признаков неисправности в тормозной системе. Проверка уровня тормозной жидкости описана в Разделе Проверка уровней жидкостей, контроль утечек.
|
Признаки неполадок в тормозной системе
Любой из перечисленных ниже признаков может указывать на потенциальный дефект тормозной системы:
- При выжимании педали тормоза во время движения автомобиль “уводит” в одну сторону;
- Тормозные механизмы при торможении издают скребущие или визжащие звуки;
- Педаль тормоза имеет чрезмерный ход;
- Педаль тормоза пульсирует (это нормально только при работе системы ABS);
- Наблюдаются утечки тормозной жидкости (обычно заметные на внутренней стороне шины или колеса)
В случае обнаружения хотя бы одного из этих признаков немедленно осмотрите тормозную систему.
Тормозные линии и шланги
|
В тормозной системе в основном используются металлические тормозные трубки, за исключением гибких армированных шлангов у колес. Регулярный осмотр всех этих линий очень важен.
|
|
- Припаркуйте автомобиль на ровной площадке.
- Поддомкратьте автомобиль и установите его на подпорки, после чего снимите колеса. Проверка вакуумных шлангов приведена в Разделе Проверка состояния и замена шлангов и трубок в двигательном отсеке, локализация утечек.
- Проверьте все тормозные линии и шланги на наличие трещин и потертостей в их наружном покрытии, а также утечек, вздутий и деформаций. Проверьте тормозные шланги в передней и задней частях автомобиля на наличие признаков размягчения, трещин, деформаций или износа в результате трения о другие детали. Проверьте все штуцерные соединения на наличие признаков утечек и удостоверьтесь в надежности всего крепежа тормозных линий.
- Согните руками в одну и другую стороны тормозной шланг, чтобы выявить повреждения. Скручивать шланги не следует.
- Поверните рулевое колесо вправо и влево до упора. Удостоверьтесь, что шланги при этом не задевают за элементы конструкции автомобиля.
- При обнаружении утечек жидкости из тормозных линий или их повреждений утечки следует немедленно устранить. За более подробным описанием процедуры ремонта тормозной системы обратитесь к Главе Тормозная система.
|
|
Проверка толщины тормозных колодок и дисков
|
- Поддомкратьте автомобиль и установите его на подпорки, после чего снимите соответствующее колесо.
|
Опыт показывает, что вследствие наличия грязи на краю дороги износ тормозных колодок правого колеса больше, чем левого. Поэтому для проверки имеет смысл снимать переднее правое колесо.
|
|
- Измерение толщины колодки
переднего дискового тормоза производится через специальное контрольное окно в суппорте. Если толщина колодки составляет менее
2 мм, замените все колодки обоих тормозных механизмов передних колес.
|
|
Как правило, 1 мм износа фрикционной накладки тормозной колодки соответствует, как минимум, 1000 км пробега при неблагоприятных условиях эксплуатации. В обычных условиях накладки стираются намного медленнее.
|
|
- Для проверки толщины колодки
заднего (барабанного) тормоза поддомкратьте автомобиль и осмотрите колодки изнутри диска. В сомнительных случаях измерьте толщину колодки при снятом тормозном барабане. Если она составляет менее
1.5 мм замените все колодки обоих тормозных механизмов задних колес.
|
- Проверьте суппорты тормозных механизмов на наличие утечек. При обнаружении утечек срочно отремонтируйте суппорт.
- Визуально проверьте тормозные диски и барабаны с внутренней и внешней стороны на наличие борозд, ржавчины и трещин. Дефектные компоненты замените.
- Измерьте толщину тормозных дисков в нескольких местах с помощью микрометра или специального штангенциркуля. Можно также измерить толщину тормозного диска обычным штангенциркулем, подложив с каждой его стороны подкладку известной величины (например, две монеты), а затем вычтя из измеренного значения толщину подкладок.
- Измерьте внутренний диаметр тормозных барабанов.
- Сравните минимальный из полученных в каждом случае результатов с требованиями Спецификаций. Если достигнута граница износа, замените обязательно оба тормозных диска или барабана. Тормозной диск/барабан также следует заменить и при больших трещинах или глубоких бороздах на рабочей поверхности.
|
|
Проверка и регулировка педалей тормоза и сцепления, а также рычага стояночного тормоза
|
|
- Измерьте величину свободного хода (A) и высоту (H1) отпущенной педали тормоза.
|
- Произведите аналогичные изменения для педали сцепления.
- Если измеренные величины не соответствуют требованиям Спецификаций, отрегулируйте педаль тормоза в соответствии с иллюстрацией. Для этого отдайте контргайку, вверните или выверните датчик положения соответствующей педали и закрепите его контргайкой.
- Взведите стояночный тормоз, потянув за рычаг его привода с силой 196 Н. При этом должно слышаться 11-12 щелчков. В противном случае отрегулируйте стояночный тормоз, как описано ниже.
|
- Вставьте торцевой ключ в разрыв в рычаге стояночного тормоза и отдайте гайку, чтобы полностью ослабить трос привода стояночного тормоза. Отпустите рычаг привода стояночного тормоза.
|
- Выжмите педаль рабочих тормозов 2-3 раза, чтобы выбрать зазор тормозных колодок.
- Вращая задние колеса, удостоверьтесь в плавности их хода.
- Потяните рычаг привода стояночного тормоза, чтобы была доступна регулировочная гайка, и путем ее вращения отрегулируйте стояночный тормоз.
|
После отдавания гайки повторное ее использование не допустимо.
|
- Взведя стояночный тормоз 3-4 раза с силой 196 Н, удостоверьтесь в правильности его регулировки. Затем при отпущенном стояночном тормозе удостоверьтесь в плавности хода задних колес.
|
|
Проверка вакуумного усилителя тормозов
|
- При выключенном двигателе несколько раз выжмите педаль тормоза, – с каждым нажатием ее ход должен уменьшаться.
- При выжатой педали тормоза запустите двигатель, – педаль должна податься вниз.
- Удерживая педаль тормоза выжатой, заглушите двигатель. Если при удерживании педали в течение 30 секунд ее ход не изменится, вакуумный усилитель в порядке.
- Если одна из перечисленных выше проверок дала неудовлетворительный результат, отремонтируйте или замените вакуумный усилитель (см. Главу Тормозная система).
|
|
Проверка герметичности контрольного клапана вакуумного усилителя
|
|
- Проверка производится путем подключения ручного вакуумного насоса к разным сторонам контрольного клапана и создания в нем разрежения.
|
- При подсоединении насоса со стороны вакуумного усилителя (1) и создании разрежения
66.7 кПа, оно может снижаться на
1.3 кПа за 15 секунд.
- При подсоединении насоса со стороны двигателя (2) разрежение возникать не должно.
|
|